1. Почему стоимость горячей воды (ГВС) настоль­ко выше стоимости холодного водоснабжения (ХВС)? Что входит в её цену?

Для ГВС берут непростую холодную воду «из водопровода». Вода ГВС должна предварительно пройти деаэрацию и химическую очистку. Это делается для защиты труб ГВС от коррозии. Эта обязательная процедура увеличивает цену горячей воды. Так же тариф включает стоимость нагрева этой воды до температуры, установленной нормативными актами. На стоимость ГВС влияет и тариф на тепловую энергию, утверждаемый в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ».

2. На каком основании Управляющая организация (УО) может менять тариф на свои услуги в одностороннем порядке?

Таких оснований НЕТ.

Все расценки за свои услуги УО осуществляет на основании договоров с собственниками жилья, согласно ч. 3 ст.162 и ст. 164 Жилищного кодекса РФ. В договорах указывается перечень услуг по содержанию и ремонту имущества многоквартирного жилого дома (МКД), условия их оказания и стоимость. Если услуга оказывается некачественно, с недопустимыми перерывами, то плата может быть снижена на законных основаниях, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491 «Правила содержания общего имущества в МКД».

3. Кто устанавливает цены на такие услуги как радиоточка и коллективные антенны?

Тарифы на услуги связи проводного радиовещания (радиоточка) устанавливаются оператором связи самостоятельно согласно постановлению Правительства РФ от 6.06. 2005 №353. Что касается телеантенны, то доставка сигнала до пользователя осуществляется на основе публичного договора. Согласно Правилам оказания услуг связи для целей телевизионного и радиовещания, оператор связи должен извещать за 10 дней об изменении тарифа либо через СМИ, либо в местах работы с абонентами (постановление Правительства РФ от 22.12.2006 №785). От услуг радиоточки и антенны можно отказаться, написав заявление оператору связи. Жителям подъезда или дома можно договориться, собрать средства и купить антенну на подъезд (дом), установить её вместе с усилителем и принимать больше 20 каналов бесплатно в хорошем качестве. В некоторых домах это уже сделано.

4. Правительство обещало, что тарифы ЖКХ не превысят уровня инфляции, а что если превысят, куда жаловаться?

Отдельные коммунальные тарифы могут быть выше инфляции. Но в целом – рост платы граждан за коммунальные услуги за год не может быть выше предельного индекса инфляции, принятого региональной властью. Жалобы на нарушения следует подавать в региональные регулирующие органы.

5. Кто платит за счетчик? За чей счет ставят счетчик воды в муниципальной квартире, а также меняют батареи и трубы?

Хозяином муниципальной квартиры является муниципалитет, жильцы лишь наниматели жилого помещения. Поэтому ремонт любого отопительного или газового оборудования, установка приборов учета воды или других ресурсов оплачиваются за счет средств бюджета. Если же квартира приватизирована, то за все счетчики и оборудование внутри нее платит хозяин. Замена батарей тоже личное дело хозяина, а вот водопроводные трубы и трубы отопления – относятся к общедомовой собственности. Их ремонтируют или меняют за счет общих отчислений на содержание и текущий ремонт жилья. Сразу хочу уточнить, т.к. хозяйство «дело тонкое», а законодательство очень объемное, поэтому каждый случай должен рассматриваться индивидуально.

6. В коммунальные платежи стали включать счет за запирающее устройство в подъезде (домофон), но у меня в квартире нет домофона. Могу ли я за него не платить?

Домофон и запирающее устройство – часть одного целого. Вы отказались от установки трубки домофона, которую ставят в квартире за личные средства хозяина квартиры (чтобы было удобнее открывать дверь визитерам). Но запирающим устройством на двери вы все же пользуетесь. Это дает общую безопасность жителям. Запирающее устройство на входе в подъезд относится к общедомовому имуществу, которое обязаны содержать все собственники дома в равных долях. Так что платить за эту услугу вы обязаны. Равно, как и все остальные жители дома.

7. Могут ли по договору долевого участия сдать жилье, где нет отводов воды на кухню и в ванную комнату, нет стяжки пола?

Ответ на этот вопрос содержится в договоре долевого участия. Если там написано, что застройщик должен сдать жилье «с отводами, сантехникой, стяжками (а может и с косметическим ремонтом), то вы вправе требовать выполнения этих работ в полном объеме.

8. Можно ли еще до сдачи дома в эксплуатацию нанять УО и выставлять жильцам счета за услуги?

Взимать деньги за услуги до сдачи дома в эксплуатацию нельзя. Такое нарушение частенько проходит в новостройках. Но его нужно разрешать в суде. Дольщики могут даже предложить застройщику подать в суд на них. Пусть докажут в суде, что счета за услуги вам выставлялись правильно.

9. Какие виды работ входят в графу «Содержание и ремонт жилого помещения» по платежному требованию УО?

Содержание и ремонт в платежном требовании подробно не расписывается, поскольку включает в себя список более чем ста работ: от замены перегорающих лампочек в подъезде до регулярной проверки заземления щитов вентиляторов. К сожалению, именно эта графа стала благодатным полем для приписок УО. Жильцы не могут, конечно же, ежедневно следить за проведением всех видов ремонта оборудования и т.д. Но контроль все-таки осуществлять можно. В канун Нового года на общем собрании жильцов утверждается смета, где есть перечень работ, которые предстоит сделать УО. Ремонт подъезда, например, или замена труб в подвале. УО должна отчитываться перед жильцами по итогам года. И на этом отчете приписки как раз и могут вылезти на свет: ремонта в подъезде не было вообще, а судя по отчету, его красили импортной краской 5 раз. Но выявить приписки могут только активные и компетентные люди: Совет дома, домовой комитет, ТСЖ. В случае если их нет или существуют они только «для галочки», приписок и обманов не из­бежать.