Минэкономразвития России разместило на своем сайте Рекомендации по применению Федерального закона №499-ФЗ от 31 декабря 2014г. «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В рекомендациях ответы на 67 вопросов, связанных с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Ответы на несколько интересных вопросов можно прочесть в этом материале.

1. Допускается ли изъятие земельных участков для муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов местного значения, если указанные объекты не предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и проектами планировки территории. Каковы варианты решения таких вопросов в кратчайшие сроки?

На основании статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс) территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Таким образом, в отсутствие документов территориального планирования муниципальных образований размещение объектов местного значения и соответственно изъятие необходимых для такого размещения земельных участков не представляется возможным.

Решение данного вопроса видится в скорейшем принятии документов территориального планирования, в соответствии с которыми допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Вместе с тем отмечаем, что в силу пункта 2 статьи 56.3 Земельного кодекса принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 указанной статьи (т.е. вне зависимости от документов территориального планирования и проектов планировки территории), должно быть обосновано не утвержденными документами территориального планирования и проектами планировки территории, а:

1) решением о создании или расширении особо охраняемой природной территории (в случае изъятия земельных участков для создания или расширения особо охраняемой природной территории);

2) международным договором Российской Федерации (в случае изъятия земельных участков для выполнения международного договора);

3) лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя);

4) решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).

 

2. Может ли орган местного самоуправления муниципального района принимать решения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд сельских поселений?

В силу пункта 4 статьи 56.3 Земельного кодекса изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 Земельного кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 Земельного кодекса.

Таким образом, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд может осуществляться по решениям органов местного самоуправления без ходатайства об изъятии заинтересованной организации.

При этом, в силу пункта 15 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе изъятие земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд.

Согласно части 4 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

 

3. Может ли быть принято решение об изъятии изъятых из оборота или ограниченных в обороте земельных участков?

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 8 статьи 56.3 Земельного кодекса запрещается изъятие для государственных или муниципальных нужд земельных участков, предоставленных федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Согласно пункту 2 статьи 54 Земельного кодекса не допускается принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным государственным академиям наук, созданным такими академиями наук и (или) подведомственных им учреждений. Права на прочие земельные участки, указанные в статье 27 Земельного кодекса, могут быть прекращены в ходе изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

4. Согласно пункту 11 статьи 56.5 Земельного кодекса правообладатели изымаемой недвижимости, права которых на земельные участки и (или) объекты недвижимости не были выявлены в порядке, установленном указанной статьей, имеют право требовать возмещения от лица, которому предоставлены такие земельные участки (за исключением лиц, которым земельные участки предоставлены на праве безвозмездного пользования), либо при отсутствии указанного лица вправе требовать возмещения за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования. Возврат земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества прежним правообладателям не осуществляется.

Таким образом, из совокупности указанных норм неясно, в случае, если судом решение об изъятии будет признано незаконным, а процедура изъятия к тому моменту будет полностью проведена, подлежит ли в данной ситуации земельный участок возврату прежнему правообладателю.

На основании статьи 13 Гражданского кодекса ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса.

Полный текст Рекомендаций.



 

 

По проблемам, связанным с качеством жилого фонда, выявленным после вселения в многоквартирные дома, построенные по программе переселения из аварийного жилого фонда, просим направлять обращения на адрес электронной почты — zokgkh-lo@mail.ru

 

По проблемам, связанным с качеством ведущегося или проведенного капитального ремонта в Вашем многоквартирном доме, просим направлять обращения на адрес электронной почты — zokgkh-lo@mail.ru